АЛТАРНАЯ СУТРА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА
( ЛУ ТСУ Т'АН ЧИН )

(перевод - Василий Мищан)

3. ВОПРОСЫ


Однажды Патриарх был принят магистратом Вей Чу, который после завтрака, пригласил его подняться на место. Вместе с местными чиновниками, местной знатью и мирянами, он опустился на колени снова и спросил мастера: "Я прослушал ваше изложение Дхармы, которое действительно непостижимо. Я имею некоторые сомнения и надеюсь вы будете достаточно сострадательны, чтобы просветить меня." Патриарх ответил: "Если вы имеете сомнения, спрашивайте, я обьясню." Вей Чу сказал: "Верно ли что докрина вами изложенная есть доктрина великого Мастера Бодхидхармы?" Патриарх ответил:"Да, это так." Магистрат спросил: "Я слышал, что когда сперва пытался обратить императора Лян Ву Ти, последний сказал ему: Всю свою жизнь, я строил монастыри, помогал ордену Сангхи, практиковал милосердие и подносил дары монахам. Получил ли я таким образом похвальные добродетели? Бодхидхарма ответил "Реально, ты не получил похвальных добродетелей". Я не понимаю и надеюсь вы просветите меня. "Патриарх ответил: "Здесь реально нет похвальных добродетелей. Ум императора был обманут и он не знал ничего о правильной Дхарме. Строение монастырей и помощь данная ордену Сангхи, так же как практика милосердия и подношение еды были для поиска благословения и не должны рассматриваться как похвальные добродетели. Они присущи в Дхармакайе и не имеют ничего делать с культивацией благословенности."

Патриарх продолжил: "Реализация само-природы есть заслуга, а ее универсальность есть добродетель. Постоянное восприятие само-природы без задержки и непрестанное исполнение ее функции названо похвальной добродетелью. Внутренняя человечность есть заслуга, а внешняя вежливость есть добродетель. Само-природы способность создавать все вещи есть заслуга, а ума способность сбрасывать все мысли есть добродетель. Не отклоняться от само-природы есть заслуга, а ее исполнение без осквернения внешностями есть добродетель. Исполнение вышеизложенного в поиске похвальной и добродетельной Дхармакайи есть истинная похвальная добродетель. Культивирующие похвальную добродетель не пренебрегают, но всегда уважают других. Презрение других и не-бросание понятия Я не результируют в заслугу. Само-природа пребывающая в нереальности и фальши не имеет добродетели из-за само-важности Я и постоянного презрения других.

Ученые друзья, правильная концентрация ума во все время, без перерыва и без беспокойства есть заслуга, а исполнение беспристрастия и прямовпереднаправленности есть добродетель. Само-культивация само-природы есть заслуга, а моральная культура тела есть добродетель.

Ученые друзья, похвальная добродетель должна быть интроспектируема в само-природу и не может быть найдена средствами давания милостыни и подношениями. Отсюда различия между благословениями и похвальной добродетелью. Император Лян Ву Ти не знал истинной доктрины и мой предок Бодхидхарма не был неправ.

Магистрат снова спросил: Я всегда замечал, что монахи и миряне повторяют имя Амитабха Будды в надежде, что они будут перерождены в Западном Раю. Пожадуйста, вы не скажите ли, когда они преуспеют в перерождении здесь, и так удалите мои сомнения? Патриарх сказал: Пожалуйста, слушайте внимательно, я скажу вам все это сейчас. В городке Шравасти Миром Чтимый излагал сутру Западного Рая, чтобы направлять и обращать людей. В тексте ясно установлено, что этот Рай не на растоянии, все же он на 108000 миль вдали, которое (число) означает 10 злых вещей {: убийство, воровство, чувственность, ложь, дву-язычие, сквернословие, жадность, гнев и извращенные взгляды} и 8 еретических практик, которые есть внутри нас самих и вот почему он сказал, что они так далеко. Он говорит о длинной дистанции к людям низших корней и о близости к людям превосходной мудрости. Есть два класса людей, но есть лишь одна Дхарма. Различие обманом и просветлением производит различие между медленной и быстрой реализацией. Обманутый человек повторяет имя Будды, чтобы искать перерождения в Западной Рае, а просветленный очищает собственный ум (взамен). Вот почему Будда сказал, что очищение ума одновременно с очищением Будда страны.

"Если вы человек востока и если ваш ум чист, вы безгрешны. Если ваш ум не чист, даже если вы можете быть человеком запада, вы будете плохи. Человек востока совершает грехи и повторяет имя Будды, так чтоб он был перерожден на западе. Где человек запада, который совершает грехи и повторяет имя Будды ищет быть перерожденным? Невежа тот, кто не знает ясно о своей собственной природе и игнорирует Чистую Страну, которая внутри него самого, глядит на восток и на запад. Для просветленного, позиция в которой он может найти себя не имеет различия. Вот почему Будда сказал, что счастье существует везде, где может случиться быть. Если ваш ум полность правилен, Западный Рай рядом в руке. Если ваш ум неправилен, будет очень трудно достичь его только повторением имени Будды.

"Я сейчас советую вам, ученые друзья, сперва избегать 10 зол и вы пройдете 100000 миль; затем избегайте 8 еретических практик и вы пройдете другие 8000 миль. Если мысль за мыслью и без перерыва вы воспринимаете свою собственную природу и если вы постоянно беспристрастны и прямоустремленны вперед, вы прибудете сюда за шелчек пальцами и будете принадлежать Амитабха Будде. Если вы практикуете 10 хороших добродетелей, не будет нужды для вас быть перерожденным здесь. Если вы не избегаете 10 зол, какой Будда придет и примет вас? Если вы пробуждены к мгновенной доктрине несозданного, вы воспримите Западный Рай в мгновение (ксана). Если вы не пробуждены к ней, и если вы только повторяете имя Будды чтобы быть перерожденым здесь, расстояние так огромно, как вы сможете уйти туда? Вы не хотите разве чтобы я переместил Западный Рай сюда за ксану, так чтоб все вы могли принадлежать ему?

Вся ассамблея склонилась на колени и сказала: Если мы сожет принадлежать ему сюда, не будет нужды молиться для нашего перерождения здесь. Не будете ли, пожалуйста, достаточно сострадательны, чтобы заставить Западный Рай появиться, так чтобы все мы могли принадлежать ему? Патриарх сказал: Ученые друзья, человека тело есть цитадель. Глаза, уши, нос и язык есть ворота. Снаружи есть 5 ворот, а внутри есть ворота интеллекта (манас). Ум есть почва, а само-природа есть царь. Царь пребывает на уме-почве. Когда само-природа внутри, царь внутри. Когда само-природа снаружи, царя нет. Когда само-природа внутри, тело и ум существуют. Когда само-природа покидается, тело и ум исчезают. Мы должны культивировать Буддийство внутри нашей собственной само-природы, а не должны искать его снаружи тела. Если обмануты, само-природа есть живое существо. Если просветлены, само-природа есть Будда. Доброта (maitri) и сострадание (karuna) есть Авалокитешвара (Бодхисаттва). Радость и неразличение или отречение есть Махастхамапрапта (Бодхисаттва). Способность очищать себя есть Шакьямуни (Будда). Беспристрастность и прямонаправленность есть Амитабха Будда. Фальшивый вид эго и персональности есть Гора Шумеру. Испорченный ум есть океан воды, а клеша есть волны: жестокость есть злой дракон (нага); фальшь есть призрак или дух; страсти есть рыба и черепахи; желание и гнев есть ады; а тупость и невежество есть животные. Ученые друзья, непрестанное исполнение 10 хороших добродетелей выдвинет вперед пирход Западного Рая. Избегание виденья себя и других заставит Гору Шумеру упасть. С избавлением от извращенного ума, океан вывсохнет сам. С удалением клеша, все волны исчезнут. Прекращение жестокости создаст уничтожение рыбы и драконов. Тогда на ума-почвах, Татхагата просветленной само-природы вышлет великий свет сиять и очистит 6 внешних ворот и разрушит 6 небес желания (девалока). Он сияет внутренне, чтобы вымести три яда. В мгновение, ады и другие грехи исчезнут. Т.о. внутренние органы и внешние обьекты станут всецело ярки и чисты и не отличны от Западного Рая. Как можно прийти сюда, если не практикуют? После слушания дискусии, вся ассамблея пробудилась к само-природе и опустилась на колени, восклицая: Превосходно! Да все живущие в дхармадхате, кто слышал эту проповедь, поймут ее! Патриарх сказал: Ученые друзья, если вы хотите культивировать себя в правильной практике, вы можете делать так, когда остаетесь дома и нет нужды идти в монастырь Если вы можете делать так дома, вы есть как человек с востока, чей ум хорош. Если вы ушли в монастырь и не практикуете это, вы как человек с запада, чей ум ослаблен. Если ваш ум чист и ясен, это есть Западный Рай вашей собственной природы.

Магистрат Вей Чу спросил: Пожалуйста, вы не проинстуктируете ли нас, как практиковать, когда остаешься дома? Патриарх ответил: Я дам вам гимн о нематериальном. Если вы практикуете его, не будет различия со мной вы или без меня. Если вы не практикуете его, даже если вы сбреете головы и оставите дома (чтобы присоединиться к ордену Сангхи), преимущества не будет. Мой гимн есть:

Почему шила должна соблюдаться, когда ум беспристрастен?
Когда поведение корректно, почему практикуют медитацию?
О родителях, чтоб требовать их доброты, сыновья должны заботиться.
Правильное поведение ведет к симпатии между низким и высоким,
Между человеком и мастером уступчивость порождает добрую волю,
Тогда как терпение прекращает развитие злых действий.
Если огонь может быть зажжен кусочком дерева
Грязь конечно же создаст цветок лотоса.
Медицине, которой знает вкус горького, хорошо должна знать хорошее,
Потому слово не хвалящее должно быть хорошим советом.
Мудрость порождена корректирующими ошибками.
Утаивание Собственных проступков конечно есть недостаток мудрости,
Когда то, что мы делаем каждый день, должно быть полезно всем другим.
Буддийство не может быть завоевано даванием милостыни,
Ибо Бодхи долно быть найдено внутри своего ума,
Зачем беспокоиться тогда искать его в неясном внешнем?
Слышание этого гимна, когда следуется его практикой
Обеспечивает, что Рай будет маячить перед глазами.


После слушания учения, магистрат Вей Чу и местные чиновники, так же как добродетельные мужчины и женщины были пробуждены и поверили, и приняли и практиковали его.

Назад