АЛТАРНАЯ СУТРА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА
( ЛУ ТСУ Т'АН ЧИН )

(перевод - Василий Мищан)

1. КАК ОН ПОЛУЧИЛ ДХАРМУ


Когда Патриарх прибыл в монастырь Пао Лин магистрата Вей Чу округа Шао Чоу, местные чиновники пришли к горе, чтобы пригласить его в город изложить Дхарму в зале Та Фан монастыря для пользы всех присутствующих.

После того как Патриарх поднялся к своему месту, ассамблея из свыше 30 чиновников, более чем 30 ученых-конфуцианцев и свыше 1000 буддийских монахов и послушников, даосов и мирян, склонились перед ним и выразили желание слышать о сущностях Дхармы.

Патриарх сказал им:

Обученные друзья, наше само-натуральное Бодхи фундаментально чисто и ясно. Используйте только этот ум (ваш) для вашего прямого понимания и достижения Буддийства.

Обученные друзья, позвольте мне рассказать вам (сперва) как я пришел владеть Дхармой. Мой отец был уроженец Фан Яана он был смещен с официального поста и выслан быть протолюдином в округ Хсин Чоу в Лин Нане. Я был очень несчастлив когда мой отец умер, когда я был юн, оставив за мной старую мать и меня в нищите и отчаянии. Мы двинулись Нан Хай, где мы торговали дрова на рынке. Однажды, покупатель взял наше дерево и распорядился мне нести его в его магазин. После того как он взял доставленное и я получил деньги, я оставил магазин, где я увидел в двери другого человека дикламирующего сутру. Когда я услышал слова, мой ум мгновенно был пробужден к их значению. Я спросил дикламатора о имени сутры было сказано, что это Алмазная сутра. Когда я спросил, откуда он пришел и почему дикламирует ее, он ответил: Я пришел из монастыря Тун Чан в округе Хуан Мей префектуры Чи Чоу. Настоятель есть Мастер Хун Йен, 5-й Патриарх, который имеет больше чем 1000 учеников. Я пришел сюда чтобы оказать ему уважение и слушать и декламировать сутру. Мастер всегда убеждает монахов и мирян изучать только Алмазную сутру, которая даст возможность им воспринять их собственную природу для их прямого понимания и достижения Буддизма".

"Обусловленный сотрудничающей причиной в прежней жизни, другой человек дал мне 10 серебрянных таелов для моей старой матери поддержки и советовал мне идти в Хуан Мей, чтобы обратиться к 5-му Патриарху. Как только мое устройство матери завершилось, я оставил ее и через 30 дней достиг Хуан Мей, где я пошел оказать почтение 5-му патриарху, который спросил меня: Откуда ты пришел и что ты хочешь? Я ответил: Я простой человек из Хсин Чоу в Лин Нане и пришел издалека оказать почтение вам. Я не ищу ничего, лишь Буддийство."Патриарх сказал: Ты человек из Лин Нана и, следовательно, варвар; как ты можешь стать Буддой?" Я ответил: Люди могут быть узнавамы как северяне и южане, но их природа Будды есть фундаментально таже самая где-угодно. Вы и варвар можете различаться в физических чертах, но что есть различие в вашей Будда природе?" Он хотел говорить больше, но так как его ученики были на каждой стороне его, он остановился и распорядился мне присоединиться к другим монахам в работе. Я сказал: Я хочу сказать вам, что мой собственный ум всегда дает подьем к мудрости; он не отклоняется от моей собственной природы и должен быть полем блаженства. Я не знаю, какую работу вы дадите мне делать" Патриарх сказал: Этот варвар очень резкой природы и характера. Не говори больше ничего; теперь иди на задний двор." Здесь я удалился и слуга распорядился мне колоть дрова и толочь рис.

Свыше 8 месяцев прошло, когда однажды вдруг Патриарх пришел увидеть меня, говоря: Твое знание было найдено полезным и я думал об этом. Я не говорил с тобой чтобы злые люди не могли повредить тебе. Ты знал это? Я ответил: Да, и это есть избегать чтоб замечали другие, что осмелился приходить близко в зал.

Однажды, Патриарх собрал всех своих учеников и сказал: Вопрос рождения и смерти есть великий вопрос. Любой день долог, вы смотрите только за благословениями и не стараетесь избежать жестокий океан рождений и смерти. Если ваша собственная природа обманута, благословения не спасут вас. Теперь идите прочь и всмотритесь в собственную мудрость; используйте праджна-мудрость собственных умов и каждый составьте гатху для меня чтобы видеть. Тот кто понимает великое значение, наследует робу и Дхарму и будет 6-м Патриархом. Убирайтесь быстро и не медлите над гатхой; думание и резонирование будет не без пользы для того кто может воспринять свою собственную природу, должен делать так по воле. Такая личность воспримет ее даже когда угрожают мечем на поле боя.

После принятия его распоряжения, ученики удалились и сказали друг другу: Что пользы от нашей концентрации на написании гатхи, чтоб подать Патриарху. Главный монах Шен Хсиу есть наш инструктор и определенно должен быть победителем. Будет только тщетным усилием, если мы напишем гатху в небрежной манере. Когда другие ученики услышали это, они все оставили свои сердца в покое и сказали: Отныне мы будем следовать Мастеру Шен Хсиу. Зачем беспокоиться о писании гатхи?

Что до Шен Хсиу, он думал: Другие не поднесут гатхи, потому что я их инструктор. Я должен написать свою и передать ее Патриарху, ибо если я не сделаю, как может он знать мое знание поверхностно или глубоко? В подношении ее, мой обьект хорош, если я искал Дхарму, но он будет плох, если я искал Партриархства ибо в этом случае мой ум будет как у обычного человека и своим поступком я узурпирую его святое звание. Если я не поднесу гатху, я никогда не получу Дхарму. Как очень трудно, как очень трудно!

Перед залом Патриарха было три коридора, стены которых были покрыты фресками Лу Чена, придворного художника, с картинами трансформаций ассамблеи, как описано в Ланкаватара Сутре и с генеалогическими таблицами 5 патриархов для почитания навеки.

Шен Хсиу написал гатху и уже сделал несколько попыток передать ее Патриарху, но как только он достигал двери, его ум становился так обеспокоен, что все его тело влажнело от пота. Он не осмелился представить ее вопреки 13 попыткам в течении 4 дней. (Окончательно) он думал: Было бы лучше написать мою гатху на стене коридора, так чтобы Патриарх мог увидеть ее. Если он одобрит, я выйду сделать поклон и скажу ему, что я написал ее. Если нет, я потрачу несколько лет на горе, чтобы принимать почтение других; (в этом случае) как я смогу продолжать практиковать Дхарму?

Той ночью, в 3-ю стражу, он взял лампу и пошел незамеченный в южный коридор, где написал на стене следущую гатху на свое постижение:

Как дерево Бодхи есть тело, как
Яркое зеркало на ящике (подставке) ум.
Постоянно и усердно три его
Очисти так чтоб оно не могло собрать пыль.


Как только он написал это, Шен Хсиу вернулся в свою комнату, т. о. избежав замеченности другими. Он тогда лумал: "Завтра, если 5 Патриарх восхитится моей гатхой, это будет значить, я имею сотрудничающую причину для Дхармы. Если он скажет, что она негодится, это будет значить, что я увлечен владением кармических помех из моих прежних жизней и что я не квалифицирован для Дхармы. Трудно угадать святое мнение." В своей комнате он был таким образом поглощен в мысли и не мог ни сидеть ни спать вольно до 5-й стражи.

Патриарх знал уже, что Шен Хсиу не вошел в дверь {просветления} и не воспринял свою собственную природу. На рассвете он позвал Лу Чена, придворного художника, рисовать фрески на стене южного корридора. Неожиданно, он увидел гатху и сказал художнику: "Не нужно рисовать картины сейчас и я извиняюсь за беспокойство, вы придприняли приход так издалека. Алмазная сутра говорит: "Все что имеет форму нереально." Мы оставим эту гатху, чтобы люди могли дикламировать и соблюдать ее. Если поместить ее в практику, злые миры (несчастья) могут быть избегнуты и огромное преимущество будет получено." Затем он приказал монаху зажечь палочки благовоний и советовал ученикам почитать и декламировать гатху, так чтоб позже они могли воспринять собственную природу. {Практиковать гатху только дает возможность избежать несчастий в трех нижних мирах существования, но не реализовать само-природу; она может быть лишь комбинаторной причиной в поиске истины.} Монахи повторяли ее и восклицали: Превосходно!

В 3-ю стражу ночи, Патриарх позвал Шен Хсиу в зал и спросил: Ты написал гатху. Шен Хсиу ответил: Да. Я не осмелился искать вашего Патриаршества, но я надеюсь вы будете достаточно сострадательны увидеть если я владею малой мудростью. Патриарх сказал: Твоя гатха показывает, что ты не воспринял собственную природу; ты только достиг внешних дверей в которые ты еще не вошел. Такое познание не поможет тебе достичь Бодхи, ибо тот кто реализует его должен знать собственный ум и воспринять свою фундаментальную природу по воле. Фундаментальная природа не имеет ни рождения ни смерти и должна быть само-воспринимаемой в любое время; ничто не может препятсвовать ей. Одна реальность есть любая реальность и все внешности есть автоматически в состоянии таковости. Бхутататхата ум есть реальность. Если воспринимают в такой манере, это есть само-натуральное высшее Бодхи. Уходи и бери один два или больше дней, чтоб думать над этим снова и составь другую гатху для меня. Если она покажет, что ты вошел в дверь (просветления) я передам тебе робу и Дхарму.

Шен Хсиу глубоко поклонился Патриарху и удалился. Немного дней прошло но он не мог составить другую гатху. Его ум был затруднен, а интеллект взволнован, как-будто во сне; он не находил комфорта в ходьбе и сидении.

Два дня спустя, мальчик, который владел местом, где я толок рис, скандировал гатху. Услышав ее, я немедленно постиг, что написавший не воспринял своей собственной природы. Хотя я не думал об этом, я уже знал великое значение. Я тогда спросил мальчика: Что за гатху ты скандируешь? Он ответил: Ты, варвар, ничего не знаешь. Патриарх сказал, что вопрос рождения и смерти есть великий вопрос и так как он намерен передать робу и Дхарму наследователю, он приказал каждому своему ученику составить гатху и поднести ее ему. Тот кто постигнет великое значение унаследует робу и Дхарму и наследует ему как 6-й Патриарх. Главный монах Шен Хсиу написал эту гатху о Нематериальном на стене южного корридора и патриарх приказал нам петь ее, потому что если поместить ее в практику, злые миры можно избежать и огромное превосходство родится отсюда." Я сказал: Я должен так же скандировать гатху, так чтоб я мог сформировать содействующую причину в следующем перерождении. Я толок рис свыше 8 месяцев и никогда не был в зале. Пожалуйста возьми меня так чтоб я мог оказать почтение гатхе. Ведомый мальчиком, я пришел оказать почтение, сказав: Я не грамотен, пожалуйста, прочти ее мне." Мелкий чиновник из округа Чиан Чоу, по имени Чан Йи Юн, который был здесь в это время, прочел ее вслух для меня.После слушания гатхи, я сказал ему: Я так же имею гатху, пожалуйста, вы не напишите ли ее для меня? Чиновник сказал: Ты так же составил гатху! Как чудесно! Я сказал ему: Если вы хотите изучить Высшее Бодхи, вы не должны игнорировать начинающего, ибо наинизший человек иногда обладает наивысшей мудростью, которой наивысший человек часто пренебрегает. Если вы презираете других, вы совершаете неизмеримые и безграничные грехи. Чиновник сказал: Читай мне свою гатху и я запишу ее. Если ты преуспеешь в получении Дхармы, ты должен освободить меня первым. Не забудь." Моя гатха читалась так:

В сущности Бодхи нет дерева
А яркое зеркало не имеет ящика.
В сущности - нет вещи;
На чем тогда может пыль собираться?


Как только моя гатха была написана, все присутствовавшие были поражены и ударяли с восхищением. Они говорили друг другу: Как чудесно! Определенно мы не можем судить человека по его видимости. Как возможно, что мы имели в нашем услужении так долго Бодхисаттву во плоти и крови?

Видя что эти присутствующие смущены и понимая что злые люди могут вредить мне, Патриарх взял свою туфлю и стер мою гатху, сказав: "Это так же не показывает восприятие фундаментальной природы." Они все присоединились к его мнению.

На следующий день Патриарх тайно пришел к месту, где я толок рис и видя что я работаю с камнем привязанным к моей талии {камень добавлял вес телу работника, использующего футовый пестик, очень тяжедый}, он сказал мне: "Должен ли ищущий истину рисковать своей жизнью для Дхармы в такой манере?"

Затем он спросил: Рис созрел? Я ответил: "Созрел довно, но все еще ожидает просева." Он ударил пестик трижды своим посохом и ушел. Я немедленно постиг его идею и той ночью, в третью стражу, я пришел в его комнату. Он использовал свою робу как экран, чтобы никто не мог видеть нас снаружи и изложил Алмазную Сутру мне. Когда он пришел к речению: "Нужно развить ум, который не пребывает где-либо", внезапно я полностью был просветлен и реализовал, что ничто не существует снаружи само-природы. Я тогда сказал Патриарху:

Кто ждал, что само-природа фундаментально чиста и ясна?
Кто ожидал, что само-природа фундаментально над рождением и смертью?
Кто ожидал, что само-природа фундаментально полна в себе самой?
Кто ожидал, что само-природа фундаментально неменяема?
Кто ждал что само-природа может создавать все вещи?


Зная, что я реализовал собственную природу, Патриарх сказал мне: Тот, кто не знает своей фундаментальной природы, не достигнет никакого преимущетва в своих изучениях Дхармы, но тот кто знает ее и воспринимает свою само-природу, называется мастером, учителем девов и людей, Буддой.

Я воспринял Дхарму в третью стражу ночи, таким образом избежав быть замеченным общиной. Затем Патриарх передал мне доктрину мгновенного просветления, так же как робу и чашу, сказав: Ты теперь 6-й Патриарх. Хорошо заботься о себе, освободи так много живых существ, как сможешь и распространи учение широко для непрерываемое непрерывности в будущих поколениях. Теперь послушай мою гатху:

Семя посеянное речением
В причинную почву производит (Будды) плод.
Если нет речения, тогда нет семени,
Если нет природы, нет продукта.


Патриарх дальше сказал: "Когда великий Мастер Бодхидхарма впервые пришел в эту страну, люди не верили ему. Следовательно, он передал эту робу, как принятие веры, чтоб наследовалась от одного патриарха к другому. Что до Дхармы, она передается от ума к уму для само-пробуждения и само-интерпретации. С древних времен, Будды передавали свою собственную субстанцию, от одного Будды к другому и мастера эзотерически переходили своими фундаментальными умами от одного мастера с другому. Эта роба есть причина диспута и ты должен передавать ее дальше. Если ты передашь ее, твоя жизнь будет на волоске. Ты должен оставить это место быстро, как я понимаю, плохие люди хотят вредить тебе." Я спросил: Куда я должен идти? Он ответил: Отановись в Хуаи и спрячь себя в Хуи.

В 3-ю стражу ночи я принял робу и чашу и сказал Патриарху: Я южанин и не знаю горных тропок; пожалуйста, вы не скажите мне, как достичь реки? Он ответил: Не беспокойся, я провожу тебя.

Патриарх сопровождал меня до курьерской станции в Чу Чиань. Он приказал мне войти в лодку, взять весло и грести. Я сказал ему: "Пожалуйста сядьте это годится, чтобы я взял весло. Он ответил: Благоприятно чтобы я переправил тебя. Я сказал: "Когда кто-то слепо увлечен, его мастер перевозит, но когда он просветлен, он должен переплыть сам. Хотя (слово) перевоз имеет лишь одно значение, его использование различно в каждом случае. (Хотя) я родился в пограничной области и хотя мое провозглашение некорректно, вы передали Дхарму мне. Так как я теперь просветлен, это лишь для меня благоприятно переправить себя." Патриарх сказал: Именно так, именно так! В будущем Будды Дхарма преуспеет через тебя. Три года после того как ты оставишь меня, я оставлю этот мир. Теперь начинай свое путешествие иди на юг быстро как возможно. Не излагай Дхарму слишком скоро, так как она не будет процветать без трудности.

Я попращался с Патриархом, направился к югу, и в течении двух месяцев достиг горы Та Ю.

Следущая заметка вставлена в текст: Патриарх вернулся в монастырь но не выходил в зал несколько дней. Его ученики были подозрительны и пришли к его комнате спросить его: Вы нездоровы? Он ответил: Я нет, но роба и Дхарма ушли на юг." Спрошеный кто принял их, он ответил: Способный получил их. После этого ученики поняли, что упасака Хуй Нен получил робу и Дхарму.\

Несколько сотен людей преследовали меня с намерением вырвать робу и чашу. Монах, чье мирское имя было Чьен Хуи Мин и кто был военным командиром 4-го ранга, человек грубого темперамента, был намечен в погоню за мной и возглавлял других. Когда он был около того чтоб захватить меня, я бросил робу и чашу на скалу, сказав: "Эта роба взята верой; ты сможешь взять ее силой?" Затем спрятался в кустах. Когда Хуи Мин пришел на скалу, он пытался поднять робу и чашу, но не мог двинуть их. Тогда он закричал: Светский брат, светский брат! Я пришел за Дхармой, а не за робой.

Я вышел и сел со скрешенными ногами на скалу. Хуи Мен сделал почитание мне и сказал: Светский брат, пожалуйста изложи мне Дхарму. Я ответил: "Поскольку ты пришел за Дхармой, должен сперва изгнать все чувства и не должен давать подняться ни одной мысли в своем уме, я изложу ее тебе". После долгой паузы, я сказал: "Не думай ни о хорошем ни о плохом, в самый момент (когда нет мысли в твоем уме), что есть фундаментальное лицо Уважаемого Хуи Мена?" Мгновенно Хуи Мен был просветлен. Он спросил меня: "Есть ли какое-то другое скрытое значение за эзотерическими выражениями и учением передаваемом Патриархами?" Я ответил: "То, что было изложено тебе, не эзотерично, и если ты глядишь вовнутрь, то что ты называешь эзотеричным есть внутри тебя." Хуи Мин сказал: "Хотя я был в Хуан Меи, а не реализовал свое фундаментальное лицо. Теперь этому вы научили меня, я как пьющий воду, который один знает, холодная или теплая она. Светский брат, вы теперь мой мастер." Я ответил: если это так, тогда ты и я друзья ученики Хуан Мея. Хорошо заботься о себе. "Хуи Мин спросил снова: "Куда я должен идти сейчас?" Я ответил: Стань в Юане и пребудь в Мене.

\\Затем Хуи Мен спустился с горы и сказал другим преследователям: "Выше только высота скал; мы на неправильном пути и должны следовать другим." Они поверили ему. После того Хуи Иен и сменил имя на Тао Мин для отличия от 6-го Патриарха.\\

Потом я проследовал в Тсьяо Чьи и был снова преследуем злыми людьми. Чтобы исбежать беспокойства я пришел в Тсу Хуи, где смешался с группой охотников. Я оставался здесь 15 лет и при случае излагал Дхарму для них в манере подходящей (к их пониманию). Они просили меня сторожить их сети, но как только я видел живых существ, схваченных ими, я освобождал их. Для своей еды я клал растения в тот же противень, который охотники использовали, чтоб готовить мясо, и когда был спрошен, я сказал, что я ем тоько растения приготовленные после мяса в противне.

Однажды я подумал что время созрело для распространения Дхармы и что я не должен оставаться спрятанным навсегда. Я пришел, потому, в монастырь Фа Хсин в Куан Чоу, где Дхарма мастер Йин Тсун излагал Махапаринирвана Сутру. Однажды, когда знамя струилось на ветру, диспут возник между двумя монахами, один настаивал что ветер, другой что знамя, двигалось. Так как они не могли согласиться, я сказал: Ни ветер, ни знамя не движется; Умы Почтенных реально движутся."

Все кто присутствовал были поражены. Дхарма мастер Йин Тсун пригласил меня занять почетное место и спросил меня о неясном значении сутр. Видя что моя доктрина была точно в точке и что то, что я говорил, было сжато и не происходило из Писаний, он сказал: " Брат, ты необычный человек. Я слышал давно, что роба и Дхарма Хуан Мея перенесены на юг, не ты ли держатель их?" Я ответил: Не смею (провозгласить быть). {по-китайски значит: да, я}

Услышав это, Йин Тсун сделал глубокий поклон мне и попросил меня показать робу и чашу общине. Он дальше сказал: "Как доктрина Хуан Мея учит?" Я ответил: Нет учения, но Патриарх только обсуждал вглядываясь в само-природу и не постулировал медитацию и избавление." Йин Тсун спросил: Почему медитация и избавление не постулировались? Я ответил: Потому что есть дуальная Дхарма и нет Будда-дхармы. Будда-дхарма не дуальна. Йин Тсун снова спросил: Что есть не дуальная Будда-дхарма? Я ответил: Реализация природы Будды есть не-дуальная Дхарма Будды. Махапаринирвана сутра, которую вы излагаете, упоминает вопрос заданный Будде Бодхисаттвой Као Кей Те Ваном который спросил: Заключение под стражу четырех серьезных запретов {убийство, воровство, чувственность и ложь}, пяти мятежных действий и инчантика (неверящий, который не желает прослетления Будды) отсекают ли хорошие корни Будда природы? Будда ответил: "Есть два вида хороших корней, одни постоянны другие непостоянны, но природа Будды ни постоянна ни не-постоянна и не может, следовательно, быть отсечена." Это названо не дуальным. Есть хорошие корини и плохие корни, но природа Будды ни плохая ни хорошая и названа не-дуальной. Пять скандх и 18 дхат дуальны, как видится обычным человеком, но для мудрого, кто ясно понимает их, их природа не дуальна и не дуальное есть пирода Будды.

Йин Тсун очень был восхищен тем что я сказал, сложил ладони вместе чтобы приветствовать меня и сказал: "Мой путь изложения сутры так же нестоящ, как черепок, а ваше рассуждение о ее значении так же ценно, как реальное золото." Затем он обрил мою голову и просил принять его как моего ученика. Соответственно, под деревом Бодхи я торжественно открыл доктрину Тун Шана.

Я принял Дхарму в Тун Шане и страдал очень тяжело, моя жизнь висела на волоске. Сегодня, если я имею благоприятную возможность встретить вас, магистрат, чиновников, монахов, послушников, Даосов и мирян здесь, на этом собрании, это обусловлено сотрудничающими причинами многих прежних аэонов а также нашими прошлыми подношениями всем Буддам и нашими пошевом в общие хорошие корни в прежних воплощениях, так дающих нам шанс слушать о мгновенной доктрине и обепечивания причины для принятия Дхармы. Учение было завещано прежними Патриархами а не произошло их моего собственного познания. Все вы, кто хочет слушать о учении прошлых Патриархов должны очистить свои

Прослушав Дхарму, ассамблея наполнилась радостью, выразила почтение Патриарху и рассеялась.

Назад